Бизнес

Кому нужен этот коучинг?

   "Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации… Коучу важно организовать взаимодействие клиента со своей внутренней мудростью".

   Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение. Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коуч выступает в роли советчика, наставника, мотиватора, руководителя, делового партнёра…

   Во многих зарубежных и российских компаниях, с руководителем работает внешний независимый советник - коуч (специалист, помогающий правильно ставить и достигать цели).

   Почему внешний?
   Человек, находящийся внутри организации, а, тем более, в подчинении у данного руководителя, не может дистанцироваться от проблем и зависимости, объективно выйти в независимую позицию, стать "над ситуацией".

   Почему коуч?
   Специалисты этого профиля не дают готовых рецептов и не навязывают своего мнения. Владея специальными инструментами постановки вопросов и проектирования, они помогают руководителю (который лучше любого консультанта знает свой бизнес и несёт только своё, уникальное, присущее ему видение) раскрыть его потенциал. Ведь рискует своими деньгами и своей организацией всегда сам руководитель.

   Основные задачи коуча:
      - Помочь клиентам определить их важнейшие цели и затем достигать их с наименьшими энергетическими и финансовыми затратами.
      - Помочь клиентам достигать больших результатов, чем они делали бы это самостоятельно.
      - Фокусировать клиентов на их целях для более быстрого достижения результатов.
      - Помочь в определении оптимальной структуры работы, профессиональных методов и оказывать поддержку для достижения большей результативности.

   Принципы коучинга
   Коуч не продает готовое решение. Более того, он даже не предлагает готовые компоненты этого решения. Он продает заказчику свою помощь в поиске его собственных решений. Коуч никогда не озвучивает своего мнения по поводу задачи, не предлагает своих вариантов, не дает советов. Основная задача коуча - задавать вопросы, отвечая на которые, человек сможет не только определить свои проблемы, но и найти пути их решения. В то же время неверно, что коуч только задает вопросы и больше ничего не делает. Он приводит примеры из опыта клиентов, из своего личного опыта. Но все эти примеры даются для того, чтобы подстегнуть воображение и творчество заказчика. Все это позволяет подняться над проблемой, увидеть ее с других сторон. Эффективность определяется тем, достигнут результат или нет. В коучинге участник тренинга сам решает, что ему необходимо и что он хочет. Задача коуча - создать условия для принятия решения. Коучинг работает исключительно из настоящего с будущим. Коучинг более конкретизирован, чем, например, психотерапия, направлен на конкретные цель и задачу.

   Что предлагает коучинг
   Коуч-тренинг, коуч-сессия строятся таким образом, чтобы не давать сотрудникам новые поведенческие шаблоны, а помочь им осознать, прежде всего, свои цели и то, каким образом следование целям компании, в которой ты работаешь, помогает наиболее успешно их реализовать. Это уже не работа "на дядю". А осознанная работа фактически "на себя" в "соработничестве" с фирмой. В такой ситуации сотруднику выгодно честно посмотреть на то, что мешает его работе. Выявить для себя свой стиль общения с клиентами или подчиненными. Осознать его достоинства и недостатки и решить, как его совершенствовать. Тогда, даже очень хорошо знакомые техники предстают в новом свете и становятся средством самосовершенствования, а не инструментом манипулирования другими. Прямые указания, по мнению экспертов, плохо воспринимаются подчиненными. Чаще всего они не понимают, чего от них хотят, или подсознательно противятся выполнению поручения. Достичь максимального эффекта, давая задание, руководитель может, если его сотрудник сам осознает важность дела. "Coaching" в буквальном переводе с английского означает "тренировать", а в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего (консультанта и бизнесмена), способствующий успешной деятельности компании.

   Коучинг и мотивация
   Важно создать и поддерживать комплекс мероприятий, направленный на создание и удержание высокого "потенциала" сотрудников. В коуч-менеджменте этот потенциал достигается путем создания таких взаимоотношений между руководителями и подчиненными, в результате которых сотрудник:
      - осознает важность поставленных задач как для компании в целом, так и для себя лично, то есть становится заинтересованным в выполнении поставленной задачи, так как при этом достигает личных целей;
      - самостоятельно выбирает методы и способы решения задачи, которые максимально подходят ему при выполнении поставленной задачи;
      - осознанно берёт на себя полную ответственность за конечный конкретный результат.

   Выплывать самостоятельно
   Научиться плавать можно только прыгнув в воду (разумеется, предварительно получив представление о том, что делать, чтобы не утонуть в первую минуту) - в этом суть коучинга. Коуч достигает прогресса при помощи специальной техники бесед, вопросов, постановки задачи. Рост продуктивности - главное, для чего существует коучинг. Он предполагает быстрое обучение "без отрыва от работы", причем этот процесс доставляет радость и удовольствие. А самое главное - личностный рост заказчика, повышение его уверенности в себе, рост профессионализма и мастерства.


Сергей Зыкин,
международный бизнес-тренер,
директор МХЦ "Эволюция".


При любом использовании статьи или её части ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на автора и источник.