Дети

Как правильно договариваться с ребенком.

   Многие родители, наверное, не раз говорили ребенку: "Ты уже взрослый, давай мы с тобой договоримся". Дети часто соглашаются "договариваться" со взрослыми, но, как правило, эти договоры желаемого результата либо не дают вообще ("Ты же мне обещал!"), либо эти результаты краткосрочны ("Ну вот, опять ты за свое!"). Почему же договора не работают, и возможны ли вообще договорные отношения с детьми?

   Если желание истинно, осознанно - у человека есть достаточно энергии для его достижения, для соответствующих действий.

   Вспомните ситуацию, когда надо делать генеральную уборку в доме - надо, но не хочется. После уборки сил нет, в процессе не раз приходится присесть, чтобы отдохнуть, а то и прилечь. Но вот близится юбилей, в дом приглашены гости, и тогда работа кипит. Генеральная уборка сделана: помыты полы и стены, вычищена посуда, наведен порядок в шкафах, протерта люстра, сверкают окна, и еще остаются силы, чтобы порубить салаты, испечь праздничный пирог, приготовить подходящий наряд. Откуда силы? Видимо, было большое желание порадовать себя и гостей.

   То же самое происходит и с детьми. Когда у ребенка есть желание, у него есть энергия и силы для его достижения. Разрешите ему сделать практические шаги к цели. Действие - лакмусовая бумажка для проверки истинности желания ребенка. Если чего-то хочет - будет делать. Если говорит, что хочет, но ничего не делает, значит, не хочет. Капризы, нытье и истерики не считаются. Но далеко не все свои желания ребенок может осуществить в одиночку. Он еще не зарабатывает деньги, для него недоступны многие виды деятельности, ведущие к получению желаемого. И тогда он обращается к родителям: "Мам, я хочу...", "Пап, купи мне...".

   Есть желания сиюминутные: увидел - захотел. Особого внимания на них обращать не следует. Дети - прекрасные психологи. Иногда, желая получить что-нибудь "на халяву", они просят "на всякий случай". А вдруг у мамы хорошее настроение? А вдруг на этот раз купят? А вдруг удастся получить понравившуюся игрушку? А вдруг получится пробить родителей на жалость? Но бывают у детей желания осознанные, истинные, причем иногда эти желания не совпадают с нашими. Как быть в этом случае? Наверное, не нужно сразу удовлетворять все желания ребенка, даже если они обоснованы. Разумнее заключить с ним договор. Причем такой договор, в котором бы и ребенок, и вы исходили не из слова "надо", а из желания и слова "хочу". Для этого используется метод обмена энергией желаний.

   Ребенок хочет компьютер, а вы хотите, чтобы он закончил четверть без троек. Поменяйтесь энергией желаний, и если компьютер действительно хочется, ребенок найдет средства и возможности для того, чтобы исправить отметки.

   - Давай заключим с тобой письменный договор. Или еще проще - ты берешь на себя обязательства по учебе, я - по накоплению денег. Главное, что мы берем на себя взаимовыгодные обязательства, устанавливаем сроки и начинаем действовать. Сразу заложим в договор пункты, в которых напишем о том, что будет, если кто-то из нас не станет выполнять свои обязательства или будет выполнять их не должным образом. Согласен?

   Если ребенок действительно хочет компьютер, то он снова и снова будет искать все возможные способы для выполнения условий договора.

   В конце 70-х годов у моего одноклассника Сереги, а было ему тогда 14 лет, появилось огромное желание - получить мопед. Штука по тем временам довольно дорогая, но очень престижная. Родители у него получали чуть больше 100 рублей в месяц, то есть зажиточными их назвать было никак нельзя. Учился Серега неплохо. У него даже были "пятерки" по пению, физкультуре и труду. Остальные отметки делились поровну на "четверки" и "тройки". Больше всего Серегиным родителям хотелось видеть его студентом вуза, поэтому пилили они его по поводу учебы постоянно. И вдруг - мопед. По рассказам, Серега канючил месяца два, постоянно заводя разговор о том, что "у всех уже мопеды есть (хотя это было далеко не так), и только у него ничего нет: ни стереопроигрывателя, ни магнитофона, ни мопеда". К Новому году родители были готовы подарить ему стереопроигрыватель и магнитофон. Но Серега стоял твердо: или мопед, или ничего мне от вас не надо. Тогда родители заключили с ним договор: если 8 класс заканчиваешь без "троек", в конце учебного года будет тебе навороченный мопед со всеми полагающимися прибамбасами, каской и все как положено.

   Учителя во втором полугодии нарадоваться не могли на успеваемость Сереги. Родители сначала думали, что нашли верный способ отвязаться от глупого желания сына, но уже через два месяца поняли, что надо срочно откладывать деньги. В последний учебный день вся Серегина семья отмечала два великих события: триумфальное окончание Серегой учебного года и покупку долгожданного и желанного мопеда "Верховина-6". Правда, каску ему не купили, потому что одна "тройка" все-таки была. Пришлось ему ездить в старом пластмассовом отцовском котелке без козырька, пока он не заработал летом денег и не купил себе супермодный шлем с очками. И щитки были на "Верховине" не хромированные, а обычные. Они дешевле стоили - "химия" подвела.


   И неважно, что в 9-ом классе Серега снова нахватал "троек", правда, не так много, как раньше. Главное, его родители, учителя, да и сам он, поняли: может, если захочет.

   Научите ребенка желать. Не стоит дарить ему дорогие подарки просто так: "Что бы тебе хотелось получить в подарок на день рождения?" После этого обязательно должно быть действие ребенка, показывающее его готовность вкладывать энергию в достижение цели.

   В семье моих хороших знакомых растет девочка 14-ти лет. Желаний у нее более чем достаточно. Договорные отношения родителей с ребенком в этой семье практикуются уже не первый год. За отличную учебу, победу в конкурсах рисунков, успехи в музыкальной школе у нее уже появились свой компьютер, цифровой фотоаппарат и много других желанных вещей и вещиц. Но, как и у каждого нормального человека, потребности девочки растут. Тогда ее родители вышли на новый уровень договорных отношений. Родители, плотно занятые бизнесом, решили, что нет смысла отдавать деньги из семейного бюджета на сторону, и предложили дочери взять на себя часть оплачиваемой чужим людям работы по дому: уборка, готовка, стирка. Договор распечатали на компьютере, все подписали и вывесили на стену. Родители платят столько же, сколько платили и раньше. Девочка нарабатывает новые умения и навыки и всегда имеет приличные карманные деньги, которые не тратит на сиюминутные удовольствия, а копит, приобретая то, что ей хочется.

   Еще в одной семье 15-летняя дочь осуществила свою мечту, помогая маме и папе мыть их автомобили. Получала столько же, сколько работники на мойке. Качество работы после третьей помывки стало таким же, как на мойке. Деньги в семье, ребенок счастлив, родители довольны.

   В другой семье два мальчика 11-ти и 15-ти лет, благодаря договорным отношениям с родителями, за год заработали желанный компьютер.

   Когда взрослые заключают договор с детьми, они иногда думают только о своей выгоде. Поэтому считают, что, предложив деньги за какую-либо услугу или работу, получат желаемое. Но на самом деле, если у ребенка нет четкой осознанной цели, он ничего не будет делать даже за деньги!


Сергей Зыкин,
международный бизнес-тренер,
директор МХЦ "Эволюция".


При любом использовании статьи или её части ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на автора и источник.