Дети

Похвала.

   Это ты хорошо сделал. Молодец. Умничка. Ты великолепен. Какой ты красивый. У тебя это здорово получилось. Ты хороший. Ты - мое солнышко.

   Обычно мы хвалим детей за результат, то есть за итог проделанных действий или совершённые позитивные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной наработке навыков.

   Дети часто проявляют самостоятельность в действиях и инициативу. Помните старую песенку: "Мама, поцелуй меня и, конечно, Юрку. Посмотри, как мы постригли твою чернобурку". Наверное, у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.

   Когда четырёхлетний ребёнок нарезает из маминой золотистой блузки звёздочки, а потом приклеивает их на клей "Момент" к оконному стеклу, этим же клеем старается спящему дедушке при помощи срезанных у него усов прикрыть лысину, - он делает это не из вредности и хулиганских побуждений. Он хочет доставить радость маме, украсив комнату к её празднику, и помочь дедушке, который постоянно сетует на растущую на голове плешь.

   Он ждёт похвалы, ведь он очень старался. А вместо этого получает скандал и наказание. Причем блузка от этого не превращается в новую, звёздочки сами не отлипают от стёкол, а у дедушки не вырастают моментально новые усы. Давайте разберёмся, что произошло.

   Позитив:

 1. Ребёнок научился пользоваться ножницами.
 2. Он не поранил себя и дедушку.
 3. Он выбрал самый красивый и подходящий материал для звёздочек.
 4. Он научился пользоваться клеем и не переклеил все вещи в доме.
 5. Он проявил заботу о маме и о дедушке.
 6. Он умеет делать приятные сюрпризы, проявляя при этом самостоятельность и инициативу.
 7. Он не потревожил дедушку во время сна, сделал всё очень аккуратно.
 8. Он внимателен к тому, что говорят взрослые и помнит о том, что у мамы праздник, а у дедушки проблема.
 9. Он всё сделал при помощи имеющихся подручных средств, не требуя финансовых вливаний.
10. Он дал повод маме купить себе обновку.
11. Он сделал невозможное - теперь дедушка сменит имидж и станет выглядеть моложе, а также перестанет ныть по поводу своих внешних недостатков. По крайней мере, при внуке.
12. Он создал ситуацию, когда мама и дедушка могут уделить ему внимание во время совместной работы по отдиранию звёздочек с окна и дедушкиных усов с лысины.

   Негатив:

1. Испорчена блузка за $50.
2. Срезаны дедушкины усы.
3. Истрачено полтюбика клея "Момент".

   За что наказывать ребёнка?! Надо похвалить его за 12, как минимум, пунктов позитива, а потом указать ему на 3 пункта негатива. Когда он выслушает, что хорошего и что плохого он сделал, скажите ему, как нужно было поступить правильно и какую радость бы это всем принесло. Тогда у него не пропадёт желание действовать, и он начнёт советоваться в похожих ситуациях, прежде чем предпринять какие-либо действия. Но резать одежду и отрезать волосы домочадцам он уже точно не будет.

   Похвала направлена на завершённое действие, на результат. И очень важно, даже если результат не совсем тот, который планировался, всё равно похвалить ребёнка и найти позитив в его действиях.

   Однако если постоянно хвалить ребёнка только за результат, у него может развиться безынициативность, неумение доводить начатое дело до конца. Начав действие и поняв, что планируемый результат или результат, которого от него ожидали, не будет достигнут, ребёнок, скорее всего, перестанет действовать и искать новые пути достижения цели.

   На спортивных состязаниях есть участники, которые борются до конца, даже если они сильно отстают от лидера и находятся в положении аутсайдеров. А есть люди, которые, поняв, что не займут призового места, сходят с дистанции и отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь уже всё равно их никто не похвалит.


Сергей Зыкин,
международный бизнес-тренер,
директор МХЦ "Эволюция".


При любом использовании статьи или её части ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на автора и источник.