Общение

Критика - страшное оружие. Конструктивная критика - миф, не выдерживающий никакой критики.

   Критика - самая разрушительная сила во Вселенной. Катастрофы и катаклизмы могут уничтожить физическое тело человека. Критика разрушает его душу. Конструктивная критика - миф, не выдерживающий никакой критики.

   А как же указать человеку на промахи и недостатки, спросите вы. Вспомните ситуацию, когда вам делали замечания или за что-то критиковали. За самую малость: не то надел, не так причесался, не то сказал. Вы испытывали чувство глубокой признательности и благодарности? Вам хотелось сию минуту начать работу над собой, чтобы исправиться? Критика вызывает обычно лишь два состояния: ответную агрессию или обиду и уход от общения.

   С какой целью люди критикуют друг друга? Чтобы сделать им лучше, чтобы исправить их. Да только эффект обычно бывает прямо противоположный. Критика всегда разрушает человека, особенно уверенность в себе.

   Сотруднику фирмы поручили подготовить и провести мероприятие. Из 25 пунктов 23 у него получились, а 2, по каким-то причинам, он упустил. Шеф говорит: "Ты классно все подготовил, конечно, но посмотри, вот здесь и здесь ты же всё провалил, всё пошло не так, как мы обговаривали. Ты что, не мог до конца всё сделать правильно? Почему ты такой безответственный?". Будет этот сотрудник в следующий раз соглашаться что-то готовить и проводить? Он старался и упорно трудился, а начальник заметил лишь то, что у него не получилось. Всего не предусмотришь, поэтому есть ли смысл что-то делать в дальнейшем, если всё равно наругают. Достаточно будет сделать, чтобы отвязались.

   А если руководитель скажет: "Слушай, ты молодец. Вот это ты сделал просто профессионально. А вот это даже лучше, чем сделал бы я. Есть два момента, которые в будущем можно улучшить, и все же ты гений". После этого будет у сотрудника желание участвовать в проведении подобных мероприятий? Его уверенность повыситься или нет? Конечно, да.

   Критика не повышает уверенность человека, она вызывает обиду, гнев, озлобленность, по отношению к критикующему. А какие выводы критикуемый человек делает для себя? Он занимается самобичеванием, у него нарабатывается чувство вины, он видит никчемность своих усилий. А ещё он считает, что человек, который его покритиковал - козёл.

   Если вы видите, что близкий вам человек, ваш ребёнок, ваш подчинённый где-то не доработал или сделал что-то не так, как вам бы хотелось, как ему нужно об этом сказать?
Вместо критики - комплимент и добрый совет.

   Четырехлетний ребенок, не дожидаясь просьбы мамы, впервые сам помыл после ужина посуду. Что скажет грамотная мама? "Солнышко моё, ты у меня такой помощник, сам помыл посуду. Теперь у меня есть 10 свободных минут, чтобы побыть с тобой. Чем бы ты хотел заняться?". И только потом, когда ребёнок уснет, мама пойдет и перемоет жирную посуду.

  Как вы считаете, на следующий день нужно будет просить ребёнка мыть посуду? Возникнет другая проблема, он теперь будет мыть ее час, чтобы побольше высвободить маме времени. И на второй день она откроет ребёнку секрет: "Ты знаешь, есть один секрет, который делает посуду не просто чистой, а очень чистой и сверкающей - это губка и капелька моющего средства. Попробуешь?".

   Добрый совет с комплиментом дает почти стопроцентный позитивный результат. А если ребёнка покритиковать?

   Ребёнок впервые подмел пол. Мама, заботясь о чистоте на перспективу, говорит: "Ну, молодец, ну, помощничек. Теперь я две недели буду пыль со всех шкафов собирать. Веник-то водой надо было смочить". Когда этот ребёнок в следующий раз возьмется за уборку?

   Взрослые люди тоже хотят быть успешными и получать поощрение за инициативность, за выполненную работу, за высказанную мысль, иногда просто так, за то, что они хорошие люди. И они не хотят, чтобы их тыкали носом как шкодливых котят, если что-то у них не получается или не ладится, если они проявили слабость или не довели начатое дело до конца. Люди-то от этого хуже не становятся.

   Комплимент и добрый совет помогут человеку гораздо больше, чем замечание или выговор. И совет не о том, как надо было сделать, а совет, как сделать еще лучше в следующий раз, чтобы почувствовать себя уверенным и успешным.

   Чаще всего, человек и без нас очень хорошо знает, где он не доработал. Подскажите, как он может стать лучше. Нужно сначала сказать комплимент, затем дать добрый совет, как можно улучшить положение вещей. А затем сказать человеку, каким он станет, если сделает то, что вы ему порекомендовали.


Сергей Зыкин,
международный бизнес-тренер,
директор МХЦ "Эволюция".


При любом использовании статьи или её части ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на автора и источник.